Святой Эчмиадзин

Монастырь Эчмиадзин  Святой Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха - Католикоса Всех Армян. Кафедральный собор святой Эчмиадзина был построен в начале IV века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении. Первыми проповедниками христианства в Армении стали в I веке апостолы и ученики Христа Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространились в II и III- их веках. Христиане часто подвергались гонениям,, так как официальной религией считалось в те времена многобожье, приближающееся в какой - то степени элитно -римской религии. В новых исторических условиях и политических событий, а так же благодаря проповедям святого Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей святое Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.  По приданию святой Григорию Просветителю

Храм Воскресения Христово в Форосе

Церковь Воскресение Господне
Церковь Воскресения Христово

 Храм Воскресения Господне над поселком в Форос, что находится в Крыму на обрывистом утесе - Красной скале очень интересный и удивительный. 

Высота строения церкви над уровнем моря составляет 412 метров. Храм считается памятником Русской Архитектуры конца XIX века.

До середины XIX века Форос был крошечной деревушкой в несколько дворов. Толчок к его развитию стало строительство рядом дороги на Севастополь. Но деревушка изменилась тогда, когда в 1887 году купил имение рядом с Фороссом  московский богач А. Г. Кузнецов. Богатство  Александру Григорьевичу не дало крепкого здоровья и в Крым он  переехал по настоятельному совету докторов. 

В санатории Александр Григорьевич решил устроиться с конвертом - заложил новые виноградники, выстроил богатый особняк ( из за роскоши именовали его дворцом), разбил парк (знаменитый на сегодняшний день Форосский парк). 

 Церковь ВоскресениеХристово  интересна не только архитектурно, но и местом своего расположения.  Существует красивая легенда, люди близкие Купцу Кузнецову решили прокатится по окрестностям  Фороса на коляске. Претендентов было трое: он сам, его дочь и еще некая неизвестная пассия. Загруженные в коляску люди, лошади понеслись, что на горной дороге было особенно опасно. Коляска уже приближалась к высокому обрыву над уровнем моря, когда лошади внезапно стали, как вкопанные. Все сидящие в коляске остались живы. И в благодарность Купец Александр  принял решение построить церковь на том самом месте, где остановились лошади.

 Но на самом деле церковь была построена после катастрофы на станции Борки.

 Станция Борки, ( сегодня это змиевский район Харлько десятьковской области Украины) "Царский поезд" - специальный железнодорожный состав, в котором находилась Царская семья  Александра III возвращалась с Крыма, и поезд  сошел с рельсов, и свалился под откос. В катастрофе погибло 21 человек и несколько десятков раненых, но императорская семья отделалась несколькими синяками.  Такое чудесное спасение послужило  поводом возведению нового храма в Крыму.

Стараньями императорской семьи и двора был так же устроен монастырь и церковь на месте катастрофы установлены и другие памятные знаки.

 Некоторые верные подданные Александра III увидели в " чудесном спасении" чудо и решили продемонстрировать свою верность государю - императору. К их числу принадлежал и купец Александр Григорьевич Кузнецов.

Купец Кузнецов по созданию церкви  Воскресения Христово в Форосе, привлек лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академии Н.М. Чагиным в 1888 году. Для строительство церкви архитектор выбрал удобное место в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале Красного цвета, высотой 400 метров. 

Благодаря этому церковь Воскресения Господне видна со всех сторон.

Церковь построена в византийском стиле, с системой внутренних опор - столбов и с применением многочисленных куполов (разной величины, всего их девять) по типу русских деревянных храмов. При строительстве храма применялось особая техника кладки плоского кирпича - плинфы, стены облицованы белым инкерманским  камнем. Храм украшает узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора.

Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Иконостас был выполнен из резного дуба с позолоченными Царскими вратами. Иконы писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона "Рождество Христово" принадлежало кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. В собственности церкви купец Кузнецов передал 2,5 десятин земли. на которых построили дома для настоятеля и причта. Храм строился 4 года.

  Церковь Воскресения Христово была освящена 4 октября  1892 году.

Освящал храм епископ Таврический Мартинианом в честь Воскресения Христова. Через 6 лет в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти, церковь посетили Государь император Николай II c Государыней Александрой Федоровной.

После революции 1917 году многие храмы были закрыты, но Форосская церковь стоящая в отдалении от больших городов, еще несколько лет совершались службы. В 1924 году дошла очередь и до церкви Воскресения Господне, священник Павел Ундольский был репрессирован и сослан. 

Храм закрыли и постарались предать ему гражданский вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольне. По решению комиссии изъяли все ценности сосуды для богослужения, золотые подсвечники, паникадило, драгоценные ризы с икон. Иконы известных мастеров пропали бесследно. В Форсской церкви был размещён склад. 





Церковь Воскресения Господне

Во время Великой Отечественной войны  Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. 

Немцы рвались к Севастополю, но на перевале Бейдарские ворота их задержал отряд командира погранзаставы А.С. Терлецкого.  Форосская церковь для бойцов стала наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. В этих боях не кто не уцелел все бойцы погибли, но не отступили. 

Мученическую смерть принял командир: враги его распяли на дереве. На самом храме остались следы от вражеских пуль. Во время оккупации люди приходили в пустую , разрушенную церковь помолится и просили о даровании победы. Но после победы в церкви открыли ресторан, где кормили гостей вкусными блюдами и поили крымским вином. 

В 1960 годы было построено новое шоссе, соединяющие с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне и ее стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал и его закрыли, оставили на полное разрушение. В 1980 году жители Фороса встали на защиту церкви и спасли его от полного разрушения. Неравнодушные люди настояли на том, что бы восстановить храм. 

На восстановление храма понадобилось 7 лет активных действий. В 1987 году государство выделили деньги на внешнюю реставрацию храма. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем храма был поставлен молодой иеромонах Петр в миру Виталий Леонтьевич Посаднев. Храм был в полном запустении: голые ободранные стены, лишь кое - где высоко под куполом сохранились  фрагменты фресок, дырявая крыша, окна заложены камнями. Местные жители пришли на помощь: они вычистили церковь от мусора, вымоли пол. 

В канун праздника Святой Троицы 3 июня 1990 года отслужили первый молебен с водосвятием. и освятили храм. 

В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет.

 К этому времени бригада реставраторов поставили новые медные купала, засияли золоченные кресты и закончили внутреннюю роспись алтаря. В окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христово вновь обрел медные колокола установлены на звоннице. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов, он сохранился на маяке мыса Сырыч и был подарен церкви Черноморским флотом. Реставрация церкви произведена в 2004 году.



Здание церкви представляет собой крестово-купольную конструкцию, характерную для византийского стиля. Согласно основной его основной тенденции – купол устанавливается на колонны и барабаны, которые и удерживают его. Конструкция кажется легкой и невесомой, а помещение лучше освещает солнце.
В архитектуре проскальзывают и черты русского стиля: купола-маковки, красивое крытое крыльцо у главного входа. Незначительные корректировки не испортили гармонию архитектуры здания, а наоборот придали ему более праздничные и необычный вид.

Богато украшенный интерьер присущ как русскому, так и византийскому стилям. Реставраторы не отошли от принятого, внутреннее убранство Форосской церкви поражает красотой и роскошью. Полы устилает мозаика, стены и купол украшены обильно росписью, декор дополняют элементы резьбы по камню. Несмотря на то, что первоначальный декор интерьера не сохранился, реставраторам и художникам удалось воссоздать украшения в стиле XIX в.

Самая главная особенность архитектуры храма Воскресения Христова – расположение алтаря. Во всех православных храмах он ориентирован на восток, а в Форосской церкви – на юг. Такое расхождение с канонами православия обусловлено рельефом. Площадь для строительства была сильно ограничена, к тому же форма отвесной скалы не позволила возвести алтарь, как полагается.

В результате неправильной ориентации храм выполняет еще одну функцию. Он служит своеобразным ориентиром для судов и даже нанесен на все морские карты.


Церковь не только привлекает туристов своей красотой и  историческим значением. Она напоминает нам о том, что даже в самых трудных ситуациях, сильный Дух и Мужество могут спасти жизни и стать символом непревзойдённой силы.


Храм Воскресения Христово
Церковь Воскресения Христово




Комментарии

Поделиться